КОНТРОЛЬ ДИСТАНЦИИ

 

 

Виды контроля дистанции

     В обыденной жизни для того, чтобы найти, например, в городе нужный нам дом, можно узнать у знающего прохожего всего три ответа на три вопроса: куда идти, как далеко идти и что там нужно увидеть. Аналогично необходимо действовать и в ориентировании. Применяем три вида контроля. Куда – направление, как далеко (сколько) – расстояние, что увижу – ситуация.

     Умение почувствовать, какие виды контроля и с какой интенсивностью применять на разных участках дистанции, много значат в технике ориентирования. Накапливается это умение опытом стартов, но гораздо быстрее его можно достичь специальным тренировочным циклом.

     Практически невозможно бежать быстро по дистанции,  если каждый раз при смене, включении, выключении видов контроля фиксировать эти моменты в своем сознании. Это как в известной притче о сороконожке, которую спросили, с какой ноги она начинает двигаться и в каком порядке переставляет ноги. Она хотела показать – и не смогла сдвинуться с места.

1

Перед дистанцией планируем виды контроля

2

По плану медленно пробегаем дистанцию

3

То же, но быстрее

4

Медленно, но достаточно точно пробегаем дистанцию без плана

5

Анализируем правильность контроля

6

п. 4 быстрее, затем п. 5

7

Без плана несколько отрезков дистанции быстро, затем п.5

8

Короткие дистанции быстро, затем п.5

     В начале цикла специальных тренировок даже подготовленному спортсмену полезно на время забыть, что он что-то умеет. Полезно нанести на карту небольшую дистанцию и сделать тщательный анализ, раскрасить ее цветами или обозначить специальными символами, соответствующим видам контроля. Например участок перегона, где необходимо проконтролировать направление, можно промаркировать сплошной линией определенного цвета,  там, где идет контроль расстояния, можно обозначить штриховой линией, а пунктирной линией обозначается зона контроля ситуации. Затем в медленном темпе пробежать дистанцию, убедиться, что спланированные и реально использованные виды контроля совпадают.

      Затем подобные тренировки следует провести несколько раз в более быстром темпе.

      После этого можно пробегать тренировочные дистанции без предварительного планирования, но с последующим анализом правильности контроля. Затем следует повысить темп прохождения, пробегая за тренировку несколько небольших дистанций. Наконец, следует пробегать короткие дистанции в предельно высоком темпе и каждый раз проверять, не было ли существенных ошибок в использовании видов контроля.

Контроль направления

     Новички обычно учатся точно и быстро передвигаться по азимуту на небольших (150 –200 м) расстояниях при хорошей проходимости местности, на ровных участках. Но, овладевая приемом в облегченных условиях, необходимо дальше усложнять тренировки, научиться достаточно работать с компасом.

Условия эти могут быть следующими:

     - отрезки 500 –1000 м;

     - ухудшенная проходимость;

     - заболоченные участки;

     - движение вверх по склону, вдоль склона, наискосок по склону;

     - движение по участку, изрезанному мелкими деталями рельефа;

     - движение на повышенной скорости.

Последовательность выполнения приема взятия азимута:

1

 

1)      на карту накладывается компас, край платы компаса соединяет исходную (точка стояния) и конечную (заданная точка) точки движения (можно использовать линию на плате, параллельную краю);

2)      колба компаса поворачивается для установления линий колбы «север – юг» параллельно линиям магнитного меридиана на карте; при этом оценивается расстояние по карте;

3)      спортсмен держит компас горизонтально и поворачивает таким образом, чтобы северная часть стрелки совместилась с северными рисками на колбе. Плата компаса при этом указывает направление движения, которое нужно продолжить взглядом и выбрать заметный ориентир на возможно большем расстоянии от себя, практически 30 –100 м;

4)      на карту и компас больше смотреть не нужно, начинается бег до этого ориентира с отсчетом пар шагов, если требуется контролировать расстояние.

5)      Если у намеченного ориентира «внутренний счетчик» не досчитал до заданного числа, намечается следующий ориентир в том же направлении и продолжается до тех пор, пока не закончится счет до нужного числа пар шагов.

. Контроль расстояния

     Контроль и измерение пройденного расстояния - один из способов определения своего местоположения. В спортивном ориентировании существует несколько способов контроля расстояния на местности: счет пар шагов, по ориентирам, глазомерный способ, по ощущениям, по времени движения. Последний способ в современном ориентировании не применяется из-за достаточной насыщенности и точности карт.

     Счет пар шагов достаточно громоздкий, но весьма надежный и точный способ. Чтобы контролировать расстояние шагами, надо знать, сколько пар шагов укладывается в100 метрах при ходьбе и беге по различной местности. При этом не учитываются шаги, сделанные в сторону от направления движения, при огибании и преодоления препятствий. Счет пар производится на одну, например левую, ногу. В начале освоения счета пар шагов (и в начале каждого сезона) необходимо проверять количество пар шагов по несколько раз, получая среднее значение, на контрольных отрезках с возможно более разнообразным грунтом, проходимостью и рельефом. Нужно также уметь считывать необходимое расстояние с карты с помощью линейки на компасе или на глаз с учетом масштаба.

Если М = 1:15000, то, закрыв два последних нуля становится ясно:1 смкарты соответствует150 мместности. И так с любым масштабом

     Способ счета пар шагов загружает внимание и память спортсмена, отвлекая от сопоставления карты с местностью. Кроме того, существует опасность потери ориентировки при сбое счета. Поэтому в ориентировании счет шагов применяется в основном на бедной ориентирами или слишком насыщенной местности, а также при плохой видимости. Длина контролируемых шагами отрезков обычно составляет 50-200 метров.

     Способ контроля расстояний по ориентирам свободен от этих недостатков и при точных, насыщенных, хорошо вычерченных картах требует небольших затрат времени. К тому же обладает большой точностью, соответствующей точностью самой карты. Однако при контроле расстояний только по ориентирам существует реальная опасность не заметить какой-либо ориентир и пробежать лишнее расстояние. Такая ошибка может усугубляться возможностью попасть в параллельную ситуацию, то есть спутать два аналогичных близких ориентира между собой.

Глазомерный способ позволяет оценить взаимное расположение и размеры объектов.

Использование мышечных и зрительных ощущений основано на сравнении их с эталоном, хранящимся в памяти. При этом мысленно представляют длину хорошо знакомого эталона (например, стометровая беговая дорожка) и сравнивают с оцениваемым расстоянием. В то же время есть возможность применять эталоны, хранящиеся в оперативной памяти, т.е. только что полученные. Это делается по известному правилу: «столько плюс еще столько (полстолька и т.п.)». Эталон "столько" мы получаем от ощущений только что пройденного участка местности между двумя ориентирами, он не требует пересчета в масштаб карты. Глазомерно, сравнивая на карте длину такого эталона с длиной следующего отрезка измерения, мы определяем, какую часть только что пройденного расстояния, еще предстоит пройти.

    Определяя расстояние глазомерно, необходимо учитывать следующие явления:

- ярко освещенные предметы кажутся ближе, а затемненные - дальше;

- при наблюдении снизу вверх предметы кажутся больше и наоборот;

     Опытные ориентировщики используют развившееся в процессе тренировок и соревнований чувство расстояния. Чувство расстояния основано на комбинации зрительных и мышечных ощущений спортсмена и используется при измерении пройденного расстояния, оно поддается тренировке, хотя и не у всех в равной мере. Стоит отметить, что воспитание чувства расстояния нужно не только для контроля расстояния, но и для развития пространственного мышления, поэтому тренироваться в субъективном определении пройденного расстояния должен каждый ориентировщик.

     Сочетание одновременно двух методов контроля, существенно повышает надежность ориентирования. Чувство расстояния в сочетании контроля по ориентирам позволяет добиться точности и надежности практически без потерь скорости. Использование оперативных эталонов существенно повышает скорость и надежность контроля. Но и счет пар шагов необходим, если требуется высокая точность выхода на малозаметный ориентир.

Контроль ситуации

    Контроль ситуации – сохранение в своей памяти связи между картой и местностью, постоянное точное знание своего местоположения.

    Начальным действием в контроле ситуации обязательно является запоминание участка карты или последовательности ориентиров на предстоящем отрезке пути, представление реальной местности на основе ее условного изображения. Для этого нужны такие тренировки:

            - знание всего набора условных знаков;

          - мысленное представление участка местности, выходы на данный участок для проверки правильности своего представления;

            - запоминание группы ориентиров с последующим их воспроизведением (рисование участка карты по памяти);

            - пробегание отрезков дистанции без карты после предварительного запоминания;

            - упражнения на развитие памяти

     Все эти упражнения особой сложности не представляют, их нужно выполнять до появления чувства уверенности. Более сложными из них являются упражнения по представлению и воспроизведению участков карты, заполненных площадными знаками, наложенными друг на друга, в основном болот с различной проходимостью растительности, а также участков, насыщенных мелкими ориентирами. Для полной технической подготовленности нужно вышеперечисленные упражнения выполнять с картами, изображающими различные типы ландшафтов. Иногда на дистанции для контроля ситуации требуется умение оценить высоту, например:

     - при выборе нужного из нескольких разновысоких холмов или нужной из лощин разной глубины;

     - при желании подняться или спуститься по склону до нужной высоты, чтобы двигаться по горизонтали до нужной точки.

     В контроле высоты вам поможет привычка держаться горизонтально. Это позволяет смотреть вперед почти по горизонтали и видеть перед собой точку на уровне глаз. Поднявшись до такой точки три раза, мы поднимемся примерно на высоту5 м. Но для точного применения этого способа нужна специальная тренировка, так как на склоне трудно смотреть горизонтально (обычно мы смотрим выше).

     Составной частью контроля ситуации является также ориентирование карты. Если карта в руках спортсмена сориентирована по сторонам света и известна точка своего местонахождения, мгновенно появляется ясное понимание, куда двигаться дальше.

 

 

 





    

ПРИГЛАШАЕМ

КЛУБ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ "ЭКТА" ПРИГЛАШАЕТ

ЧЕРНОЕ МОРЕ 2011

Сезон начинается успешно.

счетчик посещений